FORD SCORPIO

1985-1994 года выпуска



Форд Скорпио
# 1.1. Идентификация автомобиля
# 2. Техническое обслуживание
- 3. Двигатели
   # 3.1. Двигатель OHC
   # 3.2. Двигатель DOHC
   - 3.3. Двигатель V6
       3.3.1. Техническая характеристика
       3.3.2. Ремонт, не требующий снятия двигателя
       3.3.3. Снятие двигателя
      - 3.3.4. Разборка и проверка деталей двигателя
          3.3.4.1. Разборка двигателя
          3.3.4.2. Проверка степени износа деталей двигателя
          3.3.4.3. Узел оси коромысел
          3.3.4.4. Толкатели клапанов и штанги толкателей
          3.3.4.5. Распределительный вал
          3.3.4.6. Головки блока цилиндров
          3.3.4.7. Цилиндры
          3.3.4.8. Проверка и восстановление поршней и поршневых колец
          3.3.4.9. Поршневые пальцы и шатуны
          3.3.4.10. Коленчатый вал
          3.3.4.11. Коренные и шатунные подшипники
          3.3.4.12. Распределительные шестерни
          3.3.4.13. Маховик
         # 3.3.4.14. Система смазки
          3.3.4.15. Система вентиляции картера
         # 3.3.4.16. Сборка двигателя
          3.3.4.17. Регулировка зазоров клапанов
          3.3.4.18. Вспомогательные детали двигателя
          3.3.4.19. Установка двигателя
          3.3.4.20. Запуск двигателя после капитального ремонта или восстановления
      # 3.3.5. Изменения в конструкции двигателей V6 2,4 и 2,9 дм3
   # 3.4. Системы зажигания и управления двигателем
   # 3.5. Дизельные двигатели
# 4. Система охлаждения
# 5. Топливная система
# 6. Сцепление
# 7. Коробки передач
# 8. Карданный вал и задний мост
# 9. Рулевое управление
# 10. Подвески
# 11. Тормозная система
# 12. Колеса и шины
# 13. Кузов
# 14. Электрооборудование






3.3.4. Разборка и проверка деталей двигателя

3.3.4.1. Разборка двигателя

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Двигатель V6
 
1 – корпус термостата,
2 – термостат,
3 – водяной насос,
4 – крышка механизма газораспределения,
5 – штуцер обводного шланга,
6 – впускной коллектор,
7 – упорная пластина распределительного вала,
8 – шестерня распределительного вала,
9 – шестерня коленчатого вала,
10 – маховик,
11 – подшипник,
12 – заднее уплотнительное кольцо,
13 – привод масляного насоса,
14 – крышка коренного подшипника,
15 – масляный насос

Изогнутая проволока для извлечения толкателей клапанов



Если есть возможность – установить двигатель на стенд, если нет, – установить таким образом, чтобы двигатель не мог быть поврежден при отвинчивании туго затянутых гаек и болтов.

При разборке очень важно соблюдать чистоту, чтобы не допустить загрязнения разобранных компонентов. Прежде, чем приступать к разборке, очистить двигатель снаружи с помощью керосина или, если очень загрязнен растворителем.

При отсутствии специального стенда для разборки двигателя, произвести разборку на деревянной подставке. Нельзя производить разборку непосредственно на бетонном полу, так как частицы бетона станут источником загрязнения.

Когда детали сняты с двигателя, промыть их в керосине. Никогда не погружать в керосин детали, имеющие внутренние смазочные каналы, подобные детали следует тщательно протереть тканью, смоченной в керосине, а смазочные каналы почистить проволочным тросиком.

Мелкие детали рекомендуется хранить в подходящих емкостях, таким образом, детали не потеряются, и их не придется искать при последующей сборке.

При разборке двигателя сохранять старые прокладки, они послужат образцом для изготовления прокладок, в случае отсутствия новых готовых прокладок.

Несмотря на то, что нижеперечисленные детали можно снять отдельно, т.е. не снимая двигателя, рекомендуется снимать их во время демонтажа двигателя после того, как двигатель снят:

 – карбюратор или компоненты системы впрыска топлива;
 – распределитель зажигания;
 – топливный насос;
 – водяной насос;
 – генератор переменного тока;
 – насос усилителя рулевого управления (при отсоединении от системы).


Предупреждение

Описана разборка карбюраторного двигателя. Разборка двигателей на моделях с впрыском топлива производится подобным образом с учетом того, что при снятии деталей системы впрыска топлива следует обращать внимание на точное местоположение деталей, чтобы впоследствии они могли быть правильно установлены на их прежние места.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Слить масло в соответствующий контейнер (если это не было сделано ранее).
2. Отвинтить масляный фильтр с помощью ременного или цепного ключа.
3. Извлечь щуп для измерения уровня масла.
4. В некоторых моделях автомобилей, отвинтить с помощью гаечного ключа на 37 мм специальную гайку, которой удлинительный кронштейн крепится к масляному радиатору. Снять кронштейн вместе с шайбами и уплотнительным кольцом. Отвинтить центральную втулку и снять масляный радиатор вместе с прокладкой.
5. Снять сцепление. Обратить внимание на положение установки диска сцепления.
6. Снять опорные кронштейны двигателя.
7. Снять насос усилителя рулевого управления и приводной ремень.
8. Отвинтить болт крепления прижимного фланца распределителя зажигания и извлечь распределитель из блока цилиндров.
9. Отвинтить два болта, которыми кронштейн холостого шкива приводного ремня насоса усилителя рулевого управления крепится к верхней крышке, и снять кронштейн и шкив.
10. Ослабить болты крепления генератора переменного тока и поднять генератор, снять ремень вентилятора. Отвинтить три болта, которыми опорный кронштейн генератора переменного тока крепится к блоку цилиндров, и снять генератор с кронштейном.
11. Снять с водяного насоса вентилятор и шкив.
12. Отсоединить от карбюратора топливопровод и снять клапан вентиляции картера (если установлен) с крышки головки блока цилиндров.
13. Ослабить крепежные хомуты и отсоединить шланг от штуцера для выпуска воды и обводной шланг от корпуса термостата.
14. Отвинтить четыре болта крепления, снять карбюратор и промежуточный фланец с впускного коллектора.
15. Отвинтить болты крышек головки блока цилиндров и снять крышки.
16. Отвинтить крепежные болты осей клапанных коромысел и снять оси (рисунок слева) и маслоотражательные щитки (рисунок справа). Обратите внимание на направление установки щитков. Нанести метки на оси клапанных коромысел для последующей установки на прежние места.
17. Снять штанги толкателей. Положить их к соответствующим осям клапанных коромысел, для повторной установки на прежние места.
18. Отвинтить крепежные болты впускных и выпускных коллекторов и снять коллекторы. Поскольку при установке впускного коллектора используется герметик, необходимо воспользоваться отверткой для того, чтобы отсоединить коллектор, однако, никогда не располагать отвертку между контактными поверхностями впускного коллектора и блока цилиндров.
19. Последовательно отвинтить болты крепления головки блока цилиндров; порядок отвинчивания болтов должен быть обратным порядку их затягивания.
20. Снять головки блока цилиндров. Если головка не снимается, необходимо нарушить целостность уплотнения между блоком цилиндров и головкой, покачав головку. Если это не поможет, можно попытаться с помощью резких ударов молотком с мягкой ударной частью освободить головку. Ни в коем случае не ударять металлическим молотком непосредственно по головке: это может разрушить хрупкую отливку. Нельзя также отделять головку, вставляя отвертку или зубило между нею и блоком цилиндров, поскольку при этом можно повредить сопрягающиеся поверхности этих деталей.
21. Снять прокладки головок цилиндров.
22. Отвинтить два болта, которыми топливный насос крепится к блоку, затем снять насос, прокладку и тягу рычажной передачи.
23. Отвинтить и снять датчик давления масла.
24. Отвинтить болт, которым крепится шкив коленчатого вала, и снять шкив. Если шкив закреплен на демпфере колебаний, также отвинтить центральный болт демпфера.
25. Отметить положение маховика относительно коленчатого вала, чтобы впоследствии установить в том же положении.
26. Заблокировать маховик, затем отвинтить шесть болтов, которыми маховик крепится к коленчатому валу, и снять маховик.
27. Снять заднюю пластину двигателя.
28. Установить двигатель на торец и при помощи изогнутой медной проволоки (см. рис. Изогнутая проволока для извлечения толкателей клапанов) извлечь толкатели клапанов. Положить толкатели к соответствующим штангам толкателей, чтобы впоследствии установить в прежние отверстия.
29. Отвинтить болты крепления масляного поддона и снять поддон и прокладку поддона.
30. Отвинтить приемную трубку с масляного насоса и снять прокладки.
31. Отвинтить два болта (указаны стрелками на рисунке слева) и снять масляный насос. Снять приводной вал (указан стрелкой на рисунке справа) масляного насоса, обратив внимание на положение установки.
32. Снять крышку картера сцепления.
33. Отвинтить задний патрубок термостата системы охлаждения. Снять прокладку.
34. Отвинтить болты, которыми водяной насос крепится к крышке привода распределительного механизма, и снять водяной насос.
35. Отвинтить болты корпуса термостата, снять корпус и извлечь термостат. Отсоединить задний патрубок водяной магистрали.
36. Отвинтить болты, которыми крышка привода распределительного механизма крепится к передней части блока цилиндров, и снять крышку.
37. Удалить кольцевые уплотнения, которые не подлежат повторному использованию.
38. Отвинтить болт, которым шестерня распределительного вала крепится к распределительному валу, и снять шестерню.
39. Отвинтить крепежные болты передней промежуточной пластины и снять промежуточную пластину.
40. Отвинтить два крепежных болта упорного фланца распределительного вала и извлечь распределительный вал вместе с упорным кольцом, затем снять пластинчатую пружину и прокладку.
41. Если необходимо снять шестерню коленчатого вала, используя для снятия обычный съемник.
42. Проверить идентификационные метки на крышках шатунных подшипников и шатунах (рисунок слева), чтобы удостовериться в соответствии крышек шатунам и впоследствии установить группы деталей на соответствующие места. На днищах поршней имеются метки (стрелки), указывающие на переднюю сторону (рисунок справа). Стрелки на днище поршня должны быть направлены к передней части двигателя.
43. Отвинтить гайки крышек шатунов и расположить с одной стороны в том порядке, в котором они снимались.
44. Снять крышки шатунов, расположить для хранения в соответствующем порядке, обратив внимание на направление установки. Также проследить за тем, чтобы вкладыши хранились с соответствующими шатунами, если только они не подлежат замене. Если крышки шатунов не снимаются, слегка постучать по ним молотком с мягким бойком.
45. Чтобы снять вкладыш, нажмите на него напротив канавки в шатуне и крышке, вкладыш легко снимется.
46. Толкая рукояткой молотка снизу, извлеките поршень и шатун вверх из цилиндра.
47. Проверить, что на коренных подшипниках имеются идентификационные метки, позволяющие установить их в нужные положения при сборке. На крышках подшипников проставлены их номера (указаны стрелками А и В), а стрелка указывает на переднюю часть двигателя. Следует отметить, что на двигателе объемом 2,8 л крышки с номерами 2 и 3 крепятся более длинными болтами с выпуклыми головками.
48. Отвинтить болты крепления и снять крышки коренных подшипников и нижние вкладыши; вкладыши следует хранить с соответствующими крышками.
49. При снятии крышки заднего коренного подшипника помнить о том, что ею также удерживается заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала.
50. При снятии крышки коренного подшипника №3 обратить внимание на расположение двух упорных полуколец.
51. Извлечь коленчатый вал из картера и снять заднее уплотнительное кольцо.
52. Извлечь из картера нижние вкладыши коренных подшипников и верхние упорные полукольца подшипника № 3, расположить их для хранения с соответствующими крышками коренных подшипников.