FORD SCORPIO

1985-1994 года выпуска



Форд Скорпио
# 1.1. Идентификация автомобиля
# 2. Техническое обслуживание
- 3. Двигатели
   # 3.1. Двигатель OHC
   # 3.2. Двигатель DOHC
   # 3.3. Двигатель V6
   # 3.4. Системы зажигания и управления двигателем
   - 3.5. Дизельные двигатели
       3.5.1. Техническая характеристика
       3.5.2. Ремонт, не требующий снятия двигателя
       3.5.3. Проверка и регулировка зазоров клапанов
      # 3.5.4. Топливная система
      # 3.5.5. Головка блока цилиндров
       3.5.6. Снятие и установка двигателя
      # 3.5.7. Разборка, ремонт и сборка двигателя
       3.5.8. Турбокомпрессор
      # 3.5.9. Система смазки
      # 3.5.10. Система охлаждения
       3.5.11. Типовые неисправности двигателя
# 4. Система охлаждения
# 5. Топливная система
# 6. Сцепление
# 7. Коробки передач
# 8. Карданный вал и задний мост
# 9. Рулевое управление
# 10. Подвески
# 11. Тормозная система
# 12. Колеса и шины
# 13. Кузов
# 14. Электрооборудование






3.5.1. Техническая характеристика

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЬ

Код двигателя (находится на блоке цилиндров рядом со щупом)
STR, N-STR, SFA, SF, 4AB, 4BA, 4CA
Количество цилиндров
4 в ряд
Порядок работы цилиндров
1–3–4–2
Диаметр цилиндра
94,00 мм
Ход поршня
90,0 мм
Рабочий объем
2499 см3
Степень сжатия
23,0
Давление при проворачивании двигателя стартером
20 – 25
Мощность кВт/л.с.:
  – двигатель STR
51/69 при 4200 об/мин.
  – двигатель SFA
68/92 при 4150 об/мин.
  – двигатель SF
85/115 при 4200 об/мин.
Максимальный крутящий момент:
  – двигатель STR
148 Нм при 2000 об/мин.
  – двигатель SFA

201 Нм при 2000 об/мин.

  – двигатель SF

270 Нм при 2200 об/мин.

ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

Головка выполнена из легкого сплава со вставленными камерами сгорания, седлами и направляющими клапанов.

Высота головки блока цилиндров
90 ± 0,15 мм
Максимальное уменьшение высоты головки при обработке
0,5 мм
Максимальная неплоскостность нижней плоскости головки блока цилиндров
0,15 мм
Диаметр оси рычагов
18,96 – 19,00 мм

Прокладка головки блока цилиндров

Прокладки головки блока цилиндров изготавливались из синтетического материала и имели первоначально две толщины, а затем три толщины. Толщина прокладки подбирается в зависимости от выступания поршней над верхней плоскостью блока цилиндров двигателя. Толщина прокладки идентифицируется по числу вырезов на ее кромке.

Выступание поршней
Толщина прокладки
от 0,69 до 0,79 мм
1,53 мм (обозначение: 2 выреза)
от 0,79 до 0,89 мм
1,63 мм (обозначение: 3 выреза)
более 0,89 мм
1,73 мм (обозначение: 4 выреза)

В качестве запасных частей изготавливаются прокладки только нового типа (три толщины).

Камеры сгорания

Вихревые камеры сгорания, стальные, вставленные в головку блока цилиндров и зафиксированные при помощи шарика.

Тип камеры сгорания
вихревая Ricardo Comet Mark V
Диаметр шарика
3 мм
Выступание вихревых камер от нижней плоскости головки блока цилиндров
0 – 0,03 мм

Седла клапанов

Седла клапанов впрессованы в головку блока цилиндров.

Угол рабочей фаски седла клапана:
  – впускного
120°
  – выпускного
90°
Ширина рабочей фаски
2,2 – 2,5 мм

Направляющие клапанов

Направляющие клапанов запрессованы в головку блока цилиндров и одинаковы как для впускных, так и для выпускных клапанов.

Наружный диаметр:
  – номинальный
14,048 – 14,059 мм
  – первый ремонтный
14,280 – 14,290 мм
  – второй ремонтный
14,579 – 14,590 мм
Внутренний диаметр
8,520 – 8,542 мм
Длина
55 мм
Расстояние между направляющей и нижней плоскостью головки блока цилиндров
27,95 – 28,05 мм

Клапаны


Клапаны установлены в головке блока цилиндров вертикально и параллельно друг другу (под прямым углом к нижней плоскости головки блока цилиндров).

Угол рабочей фаски:
  – впускного клапана
120°
  – выпускного клапана
90°
Рабочий зазор клапанов на холодном двигателе (через четыре часа после последнего запуска):
  – двигатель без наддува:
     • впускной клапан
0,30 – 0,35 мм
     • выпускной клапан
0,30 – 0,35 мм
  – двигатель с турбонаддувом:
     • впускной клапан
0,10 – 0,20 мм
     • выпускной клапан
0,20 – 0,30 мм
Высота подъема клапанов:
  – впускной клапан
8,95 (Turbo 8,48) мм
  – выпускной клапан
8,22 (Turbo 8,27) мм
Расстояние от нижней плоскости головки блока цилиндров до тарелки клапана:
  – впускной клапан
0,75 – 1,25 мм
  – выпускной клапан
1,05 – 1,45 мм

Размеры клапанов

Впускной клапан:
  – длина
116,25 мм
  – диаметр тарелки клапана
42,5 мм
  – диаметр стержня
8,473 – 8,495 мм
  – толщина рабочей кромки тарелки клапана
2,2 – 2,5 мм
Выпускной клапан:
  – длина
116,25 мм
  – диаметр тарелки клапана
35,5 мм
  – диаметр стержня
8,453 – 8,475 мм
  – толщина рабочей кромки тарелки клапана
2,2 – 2,5 мм
Максимально допустимый зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой
0,15 мм

Пружины клапанов

Длина пружины в свободном состоянии:
  – внешней
44,6 мм
  – внутренней
41,0 мм
Диаметр проволоки пружины:
  – внешней
4,6 мм
  – внутренней
2,4 мм

БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ

Блок цилиндров двигателя изготовлен из чугуна.

Количество коренных шеек
5
Диаметр цилиндра:
  – номинальный класс А
94,000 – 94,015 мм
  – номинальный класс B
94,015 – 94,030 мм
  – ремонтный 1 класс С
94,200 – 94,215 мм
  – ремонтный 1 класс D
94,215 – 94,230 мм
  – ремонтный 2 класс Е
94,400 – 94,415 мм
  – ремонтный 2 класс F
94,415 – 94,430 мм
  – ремонтный 3 класс G
94,600 – 94,615 мм
  – ремонтный 3 класс H
94,615 – 94,630 мм
  – ремонтный 4 класс S
94,800 – 94,815 мм
  – ремонтный 4 класс K
94,815 – 94,830 мм
Диаметр гнезда толкателя:
  – номинальный
24,00 – 24,03 мм
  – ремонтный
24,20 – 24,23 мм
Зазор между толкателем и гнездом
0,04 – 0,08 мм

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ

Коленчатый вал

Число коренных шеек
5
Осевой люфт коленчатого вала
0,08 – 0,29 мм
Фиксация от осевого перемещения
упорными полукольцами
Толщина упорных полуколец:
  – номинальная
2,30 – 2,33 мм
  – ремонтная
2,50 – 2,53 мм
Зазор в коренных подшипниках
0,040 – 0,098 мм
Диаметр коренных шеек:
  – стандартная
59,994 – 60,021 мм
  – уменьшенная на 0,30 мм
59,694 – 59,721 мм
  – уменьшенная на 0,50 мм
59,494 – 59,521 мм
  – уменьшенная на 0,80 мм
59,194 – 59,221 мм
Длина шейки:
  – передней
38,40 – 38,55 мм
  – промежуточной
30,4 – 30,6 мм
  – центральной
37,76 – 37,81 мм
  – задней
37,84 – 38,04 мм
Зазор в шейках
0,040 – 0,098 мм
Диаметр шатунных шеек:
  – номинальный
54,994 – 55,021 мм
  – ремонтный (-0,3)
54,694 – 54,721 мм
Длина шейки
36,0 – 36,1 мм
Ширина шатунного вкладыша
29,0 мм
Максимальное усилие проворачивания коленчатого вала
60 Нм

Коренные вкладыши

Это тонкостенные вкладыши с оболочкой из стального листа и антифрикционным материалом из цинко-алюминиевого сплава.

Ширина вкладышей:
  – переднего, среднего и заднего
29,80 мм
  – промежуточных
21,80 мм

Шатуны
Отверстие головки шатуна:
  – верхней (под втулку)
32,975 – 33,000 мм
  – нижней
58,737 – 58,750 мм
Втулка шатуна:
  – внутренний диаметр
30,007 – 30,020 мм
  – наружный диаметр
33,000 – 33,025 мм
Осевой зазор на шейке коленчатого вала
0,10 – 0,25 мм
Зазор между вкладышем и шатунной шейкой
0,040 – 0,092 мм

Поршневые пальцы

Палец изготовлен из стали и поверхностно закален. Палец вращается в поршне и втулке головки шатуна (так называемый плавающий палец) и фиксируется от продольного перемещения двумя пружинными стопорными кольцами.

Диаметр пальца:
  – двигатель STR
29,994 – 30,000 мм
  – двигатель SFA
32,000 мм

Поршни

Поршни изготовлены из алюминиево-кремниевого сплава. Максимальная разница масс комплекта поршней двигателя не должна превышать 5 г.

Метод установки в цилиндре: углубления на дне поршня (для тарелок клапанов и камеры сгорания) должны быть со стороны топливного насоса.
Диаметр поршня (измерения производятся на расстоянии 15,8 мм от днища поршня перпендикулярно поршневому пальцу):
  – номинальный класс А
93,855 – 93,900 мм
  – номинальный класс B
93,900 – 93,915 мм
  – ремонтный 1 класс С
94,085 – 94,100 мм
  – ремонтный 1 класс D
94,100 – 94,115 мм
  – ремонтный 2 класс Е
94,285 – 94,300 мм
  – ремонтный 2 класс F
94,300 – 94,315 мм
  – ремонтный 3 класс G
94,485 – 94,500 мм
  – ремонтный 3 класс H
94,500 – 94,515 мм
  – ремонтный 4 класс S
94,685 – 94,700 мм
  – ремонтный 4 класс K
94,700 – 94,715 мм
Выступание поршня из блока цилиндров двигателя
0,50 – 0,92 мм
(Turbo 0,40 – 0,87 мм)

Поршневые кольца

На каждом поршне установлены два уплотнительных кольца и одно маслосъемное, состоящее из трех деталей.
Поршневые кольца:
  – уплотнительное верхнее
хромированное, сферическое
  – компрессионное
с выемкой (вверх)
  – маслосъемное
U-образное

Зазоры замков поршневых колец (установленных в цилиндре):
  – верхнее уплотнительное кольцо
0,40 – 0,65 мм
(Turbo 0,25 – 0,50 мм)
  – компрессионное кольцо
0,35 – 0,60 мм
(Turbo 0,20 – 0,40 мм)
  – маслосъемное кольцо
0,15 – 0,30 мм
(Turbo 0,15 – 0,45 мм)
Высота колец:
  – уплотнительное верхнее
1,978 – 1,990 мм
  – компрессионное
1,978 – 1,990 мм
  – маслосъемное
4,478 – 4,490 мм

СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Система газораспределения содержит распределительный вал, установленный в блоке цилиндров, толкатели, стержни толкателей, рычаги клапанов и клапана.

Распределительный вал приводится в действие двухрядной цепью от коленчатого вала.

Фазы газораспределения:
  – открытие впускных клапанов
8° перед ВМТ
  – закрытие впускных клапанов
40° после НМТ
  – открытие впускных клапанов
56° перед НМТ
  – закрытие впускных клапанов
12° после ВМТ

ВМТ и НМТ соответственно верхняя и нижняя мертвые точки.

Распределительный вал

Распределительный вал вращается в трех подшипниках с приводом цепью.

Диаметры шеек распределительного вала
41,925 – 41,950 мм
Рабочий зазор шеек распределительного вала
0,05 – 0,11 мм
Осевой люфт распределительного вала
0,05 – 0,15 мм

СИСТЕМА СМАЗКИ

Смазку под давлением обеспечивает шестеренчатый масляный насос, приводимый в действие от распределительного вала через угловую зубчатую передачу. Система смазки имеет заменяемый фильтр и масляный радиатор.

Тип масляного насоса
шестеренчатый
Объем моторного масла:
  – без фильтра
5,0 дм3
  – с фильтром
5,6 дм3
Тип моторного масла
API SE/ CD или SF/ CD
Вязкость моторного масла при температуре:
  – от 20° С до #30 °С
SAE 10W-30
  – выше -20° С
SAE 10W-40/ 10W-50
  – выше -15° С
SAE 15W-40/ 15W-50
  – ниже -20° С
5W-30
Периодичность замены
каждые 7500 км пробега либо раз в шесть месяцев

Датчик давления масла

Датчик давления масла расположен в держателе масляного фильтра.

Давление загорания контрольной лампочки
0,08 – 0,10 МПа

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Замкнутый контур охлаждения с незамерзающей жидкостью, циркулирующей под давлением, содержит радиатор, расширительный бачок и насос охлаждающей жидкости. Удаление воздуха из системы происходит автоматически после запуска двигателя.

Насос охлаждающей жидкости

Центробежный насос охлаждающей жидкости, расположенный на передней стенке блока цилиндров, приводится в действие клиновым ремнем. Насос охлаждающей жидкости не ремонтируется и в случае неисправности его необходимо заменить.

Диаметр ротора
60 мм

Термостат

Восковой термостат расположен в одном корпусе с насосом охлаждающей жидкости.
Марка
Calorstat
Температура начала открытия
72° С
Температура полного открытия
81° С
Минимальный ход клапана
7,5 мм

Охлаждающая жидкость
Количество
9,5 дм3
Тип
специальная незамерзающая жидкость Ford SQM 97 B 9103A
Периодичность обслуживания
проверка уровня каждые 7500 км пробега (не требует периодической замены охлаждающей жидкости)

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА

Топливная система содержит распределительный топливной насос CAV Roto Diesel.

Топливной насос

Роторный распределительный топливной насос Roto Diesel оборудован гидравлическим устройством увеличения дозы топлива во время холодного запуска с автоматической поддержкой повышенного числа оборотов холостого хода, управляемым термостатически, и электромагнитным клапаном выключения двигателя (клапан STOP), прекращающим подачу топлива.

Марка и тип
Roto Diesel или Lucas Roto Diesel
Порядок впрыска (цилиндр №1 со стороны маховика)
1–3–4–2
Начало нагнетания
положение поршня 1-го цилиндра двигателя 2,85 мм перед ВМТ или 18° перед ВМТ
Число оборотов холостого хода:
  – без наддува
800 об/мин.
  – с турбонаддувом
875 – 900 об/мин.
Число оборотов ускоренного холостого хода (холодного двигателя)
880 – 930 об/мин.
Максимальное число оборотов (без нагрузки)
4800 – 4850 об/мин.
Время уменьшения оборотов с максимальных до холостого хода
5 секунд
Турбонагнетатель
Garret AiResearch T03

Форсунки

Форсунки ввинчиваются в головку блока цилиндров.

Корпус форсунок
Roto Diesel
или Bosch КСА 30 S 44
Давление открытия форсунки:
  – без наддува
11,5 ± 0,5 МПа
  – с турбонаддувом
13,0 ± 0,5 МПа

Свечи накаливания

Марка и тип
Bosch, Beru, Lucas или Champion CH68
Контрольная температура нагрева свечей (в течение 7 секунд при окружающей температуре 20° С)
850° С

МОМЕНТЫ ЗАТЯГИВАНИЯ

Болты крепления головки блока цилиндров:
  – 1 этап
30 Нм
  – 2 этап
70 Нм
  – 3 этап – отвинтить болты по порядку затягивания на 90° и повторно затянуть
70 Нм
  – 4 этап – после 10 минут работы двигателя при 3000 об/мин и остывания в течение 4 часов и перетянуть дважды (один раз *) (отвинтить на 90° и затянуть)
70*/ 80 Нм
  – 5 этап
довернуть на 120°
Контргайки регулировочных болтов рычагов
12,5 – 17,5 Нм
Крышка головки блока цилиндров
3 – 4 Нм
Гайки внутренних стоек оси рычагов
17 – 22 Нм
Крышка толкателей
5 – 7,5 Нм
Маслосливная пробка
7,5 – 12,5 Нм
Маслоприемник
5 – 7,5 Нм
Труба измерителя уровня масла
20 – 30 Нм
Крышки коренных подшипников
100 – 120 Нм
Крышки шатунных подшипников
53 – 62 Нм
Маховик:
  – 1 этап
15 Нм
  – 2 этап
95 Нм
Шкив коленчатого вала
240 – 260 Нм
Масляный насос
25 – 30 Нм
Пробки масляного насоса
80 – 100 Нм
Крышка масляного насоса
5 – 7,5 Нм
Скоба для подъема двигателя
10 – 12 Нм
Пробка слива охлаждающей жидкости на блоке цилиндров
20 – 30 Нм
Гайка крепления муфты вентилятора радиатора
30 – 40 Нм
Крепление механизма натяжения ремня генератора
21 –25 Нм
Свечи накаливания
30 – 40 Нм
Коробка передач к двигателю:
  – типа N
40 – 50 Нм
  – типа МТ-75
70 – 90 Нм

* Применяется только к болтам длиной 70 и 95 мм.