Форд Скорпио
# 1.1. Идентификация автомобиля
# 2. Техническое обслуживание
- 3. Двигатели
# 3.1. Двигатель OHC
# 3.2. Двигатель DOHC
# 3.3. Двигатель V6
# 3.4. Системы зажигания и управления двигателем
- 3.5. Дизельные двигатели
3.5.1. Техническая характеристика
3.5.2. Ремонт, не требующий снятия двигателя
3.5.3. Проверка и регулировка зазоров клапанов
# 3.5.4. Топливная система
# 3.5.5. Головка блока цилиндров
3.5.6. Снятие и установка двигателя
# 3.5.7. Разборка, ремонт и сборка двигателя
3.5.8. Турбокомпрессор
# 3.5.9. Система смазки
# 3.5.10. Система охлаждения
3.5.11. Типовые неисправности двигателя
# 4. Система охлаждения
# 5. Топливная система
# 6. Сцепление
# 7. Коробки передач
# 8. Карданный вал и задний мост
# 9. Рулевое управление
# 10. Подвески
# 11. Тормозная система
# 12. Колеса и шины
# 13. Кузов
# 14. Электрооборудование
|
ДВИГАТЕЛЬ
Код двигателя (находится на блоке цилиндров рядом со щупом)
|
STR, N-STR, SFA, SF, 4AB, 4BA, 4CA
|
Количество цилиндров
|
4 в ряд
|
Порядок работы цилиндров
|
1–3–4–2
|
Диаметр цилиндра
|
94,00 мм
|
Ход поршня
|
90,0 мм
|
Рабочий объем
|
2499 см3
|
Степень сжатия
|
23,0
|
Давление при проворачивании двигателя стартером
|
20 – 25
|
Мощность кВт/л.с.:
|
– двигатель STR
|
51/69 при 4200 об/мин.
|
– двигатель SFA
|
68/92 при 4150 об/мин.
|
– двигатель SF
|
85/115 при 4200 об/мин.
|
Максимальный крутящий момент:
|
– двигатель STR
|
148 Нм при 2000 об/мин.
|
– двигатель SFA
|
201 Нм при 2000 об/мин.
|
– двигатель SF
|
270 Нм при 2200 об/мин.
|
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Головка выполнена из легкого сплава со вставленными камерами сгорания, седлами
и направляющими клапанов.
Высота головки блока цилиндров
|
90 ± 0,15 мм
|
Максимальное уменьшение высоты головки при обработке
|
0,5 мм
|
Максимальная неплоскостность нижней плоскости головки блока
цилиндров
|
0,15 мм
|
Диаметр оси рычагов
|
18,96 – 19,00 мм
|
Прокладка головки блока цилиндров
Прокладки головки блока цилиндров изготавливались из синтетического материала
и имели первоначально две толщины, а затем три толщины. Толщина прокладки подбирается
в зависимости от выступания поршней над верхней плоскостью блока цилиндров двигателя.
Толщина прокладки идентифицируется по числу вырезов на ее кромке.
Выступание поршней
|
Толщина прокладки
|
от 0,69 до 0,79 мм
|
1,53 мм (обозначение: 2 выреза)
|
от 0,79 до 0,89 мм
|
1,63 мм (обозначение: 3 выреза)
|
более 0,89 мм
|
1,73 мм (обозначение: 4 выреза)
|
В качестве запасных частей изготавливаются прокладки только нового типа (три
толщины).
Камеры сгорания
Вихревые камеры сгорания, стальные, вставленные в головку блока цилиндров и зафиксированные
при помощи шарика.
Тип камеры сгорания
|
вихревая Ricardo Comet Mark V
|
Диаметр шарика
|
3 мм
|
Выступание вихревых камер от нижней плоскости головки блока
цилиндров
|
0 – 0,03 мм
|
Седла клапанов
Седла клапанов впрессованы в головку блока цилиндров.
Угол рабочей фаски седла клапана:
|
– впускного
|
120°
|
– выпускного
|
90°
|
Ширина рабочей фаски
|
2,2 – 2,5 мм
|
Направляющие клапанов
Направляющие клапанов запрессованы в головку блока цилиндров и одинаковы как
для впускных, так и для выпускных клапанов.
Наружный диаметр:
|
– номинальный
|
14,048 – 14,059 мм
|
– первый ремонтный
|
14,280 – 14,290 мм
|
– второй ремонтный
|
14,579 – 14,590 мм
|
Внутренний диаметр
|
8,520 – 8,542 мм
|
Длина
|
55 мм
|
Расстояние между направляющей и нижней плоскостью головки
блока цилиндров
|
27,95 – 28,05 мм
|
Клапаны
Клапаны установлены в головке блока цилиндров вертикально и параллельно друг другу
(под прямым углом к нижней плоскости головки блока цилиндров).
Угол рабочей фаски:
|
– впускного клапана
|
120°
|
– выпускного клапана
|
90°
|
Рабочий зазор клапанов на холодном двигателе (через четыре
часа после последнего запуска):
|
– двигатель без наддува:
|
впускной клапан
|
0,30 – 0,35 мм
|
выпускной клапан
|
0,30 – 0,35 мм
|
– двигатель с турбонаддувом:
|
впускной клапан
|
0,10 – 0,20 мм
|
выпускной клапан
|
0,20 – 0,30 мм
|
Высота подъема клапанов:
|
– впускной клапан
|
8,95 (Turbo 8,48) мм
|
– выпускной клапан
|
8,22 (Turbo 8,27) мм
|
Расстояние от нижней плоскости головки блока цилиндров до
тарелки клапана:
|
– впускной клапан
|
0,75 – 1,25 мм
|
– выпускной клапан
|
1,05 – 1,45 мм
|
Размеры клапанов
Впускной клапан:
|
– длина
|
116,25 мм
|
– диаметр тарелки клапана
|
42,5 мм
|
– диаметр стержня
|
8,473 – 8,495 мм
|
– толщина рабочей кромки тарелки клапана
|
2,2 – 2,5 мм
|
Выпускной клапан:
|
– длина
|
116,25 мм
|
– диаметр тарелки клапана
|
35,5 мм
|
– диаметр стержня
|
8,453 – 8,475 мм
|
– толщина рабочей кромки тарелки клапана
|
2,2 – 2,5 мм
|
Максимально допустимый зазор между стержнем клапана и направляющей
втулкой
|
0,15 мм
|
Пружины клапанов
Длина пружины в свободном состоянии:
|
– внешней
|
44,6 мм
|
– внутренней
|
41,0 мм
|
Диаметр проволоки пружины:
|
– внешней
|
4,6 мм
|
– внутренней
|
2,4 мм
|
БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Блок цилиндров двигателя изготовлен из чугуна.
Количество коренных шеек
|
5
|
Диаметр цилиндра:
|
– номинальный класс А
|
94,000 – 94,015 мм
|
– номинальный класс B
|
94,015 – 94,030 мм
|
– ремонтный 1 класс С
|
94,200 – 94,215 мм
|
– ремонтный 1 класс D
|
94,215 – 94,230 мм
|
– ремонтный 2 класс Е
|
94,400 – 94,415 мм
|
– ремонтный 2 класс F
|
94,415 – 94,430 мм
|
– ремонтный 3 класс G
|
94,600 – 94,615 мм
|
– ремонтный 3 класс H
|
94,615 – 94,630 мм
|
– ремонтный 4 класс S
|
94,800 – 94,815 мм
|
– ремонтный 4 класс K
|
94,815 – 94,830 мм
|
Диаметр гнезда толкателя:
|
– номинальный
|
24,00 – 24,03 мм
|
– ремонтный
|
24,20 – 24,23 мм
|
Зазор между толкателем и гнездом
|
0,04 – 0,08 мм
|
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Коленчатый вал
Число коренных шеек
|
5
|
Осевой люфт коленчатого вала
|
0,08 – 0,29 мм
|
Фиксация от осевого перемещения
|
упорными полукольцами
|
Толщина упорных полуколец:
|
– номинальная
|
2,30 – 2,33 мм
|
– ремонтная
|
2,50 – 2,53 мм
|
Зазор в коренных подшипниках
|
0,040 – 0,098 мм
|
Диаметр коренных шеек:
|
– стандартная
|
59,994 – 60,021 мм
|
– уменьшенная на 0,30 мм
|
59,694 – 59,721 мм
|
– уменьшенная на 0,50 мм
|
59,494 – 59,521 мм
|
– уменьшенная на 0,80 мм
|
59,194 – 59,221 мм
|
Длина шейки:
|
– передней
|
38,40 – 38,55 мм
|
– промежуточной
|
30,4 – 30,6 мм
|
– центральной
|
37,76 – 37,81 мм
|
– задней
|
37,84 – 38,04 мм
|
Зазор в шейках
|
0,040 – 0,098 мм
|
Диаметр шатунных шеек:
|
– номинальный
|
54,994 – 55,021 мм
|
– ремонтный (-0,3)
|
54,694 – 54,721 мм
|
Длина шейки
|
36,0 – 36,1 мм
|
Ширина шатунного вкладыша
|
29,0 мм
|
Максимальное усилие проворачивания коленчатого вала
|
60 Нм
|
Коренные вкладыши
Это тонкостенные вкладыши с оболочкой из стального листа и антифрикционным материалом
из цинко-алюминиевого сплава.
Ширина вкладышей:
|
– переднего, среднего и заднего
|
29,80 мм
|
– промежуточных
|
21,80 мм
|
Шатуны
Отверстие головки шатуна:
|
– верхней (под втулку)
|
32,975 – 33,000 мм
|
– нижней
|
58,737 – 58,750 мм
|
Втулка шатуна:
|
– внутренний диаметр
|
30,007 – 30,020 мм
|
– наружный диаметр
|
33,000 – 33,025 мм
|
Осевой зазор на шейке коленчатого вала
|
0,10 – 0,25 мм
|
Зазор между вкладышем и шатунной шейкой
|
0,040 – 0,092 мм
|
Поршневые пальцы
Палец изготовлен из стали и поверхностно закален. Палец вращается в поршне и втулке
головки шатуна (так называемый плавающий палец) и фиксируется от продольного перемещения
двумя пружинными стопорными кольцами.
Диаметр пальца:
|
– двигатель STR
|
29,994 – 30,000 мм
|
– двигатель SFA
|
32,000 мм
|
Поршни
Поршни изготовлены из алюминиево-кремниевого сплава. Максимальная разница масс
комплекта поршней двигателя не должна превышать 5 г.
Метод установки в цилиндре: углубления на дне поршня (для тарелок клапанов и
камеры сгорания) должны быть со стороны топливного насоса.
Диаметр поршня (измерения производятся на расстоянии 15,8
мм от днища поршня перпендикулярно поршневому пальцу):
|
– номинальный класс А
|
93,855 – 93,900 мм
|
– номинальный класс B
|
93,900 – 93,915 мм
|
– ремонтный 1 класс С
|
94,085 – 94,100 мм
|
– ремонтный 1 класс D
|
94,100 – 94,115 мм
|
– ремонтный 2 класс Е
|
94,285 – 94,300 мм
|
– ремонтный 2 класс F
|
94,300 – 94,315 мм
|
– ремонтный 3 класс G
|
94,485 – 94,500 мм
|
– ремонтный 3 класс H
|
94,500 – 94,515 мм
|
– ремонтный 4 класс S
|
94,685 – 94,700 мм
|
– ремонтный 4 класс K
|
94,700 – 94,715 мм
|
Выступание поршня из блока цилиндров двигателя
|
0,50 – 0,92 мм
(Turbo 0,40 – 0,87 мм)
|
Поршневые кольца
На каждом поршне установлены два уплотнительных кольца и одно маслосъемное,
состоящее из трех деталей.
Поршневые кольца:
|
– уплотнительное верхнее
|
хромированное, сферическое
|
– компрессионное
|
с выемкой (вверх)
|
– маслосъемное
|
U-образное
|
Зазоры замков поршневых колец (установленных в цилиндре):
|
– верхнее уплотнительное кольцо
|
0,40 – 0,65 мм
(Turbo 0,25 – 0,50 мм)
|
– компрессионное кольцо
|
0,35 – 0,60 мм
(Turbo 0,20 – 0,40 мм)
|
– маслосъемное кольцо
|
0,15 – 0,30 мм
(Turbo 0,15 – 0,45 мм)
|
Высота колец:
|
– уплотнительное верхнее
|
1,978 – 1,990 мм
|
– компрессионное
|
1,978 – 1,990 мм
|
– маслосъемное
|
4,478 – 4,490 мм
|
СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Система газораспределения содержит распределительный вал, установленный в блоке
цилиндров, толкатели, стержни толкателей, рычаги клапанов и клапана.
Распределительный вал приводится в действие двухрядной цепью от коленчатого вала.
Фазы газораспределения:
|
– открытие впускных клапанов
|
8° перед ВМТ
|
– закрытие впускных клапанов
|
40° после НМТ
|
– открытие впускных клапанов
|
56° перед НМТ
|
– закрытие впускных клапанов
|
12° после ВМТ
|
ВМТ и НМТ соответственно верхняя и нижняя мертвые точки.
Распределительный вал
Распределительный вал вращается в трех подшипниках с приводом цепью.
Диаметры шеек распределительного вала
|
41,925 – 41,950 мм
|
Рабочий зазор шеек распределительного вала
|
0,05 – 0,11 мм
|
Осевой люфт распределительного вала
|
0,05 – 0,15 мм
|
СИСТЕМА СМАЗКИ
Смазку под давлением обеспечивает шестеренчатый масляный насос, приводимый в
действие от распределительного вала через угловую зубчатую передачу. Система
смазки имеет заменяемый фильтр и масляный радиатор.
Тип масляного насоса
|
шестеренчатый
|
Объем моторного масла:
|
– без фильтра
|
5,0 дм3
|
– с фильтром
|
5,6 дм3
|
Тип моторного масла
|
API SE/ CD или SF/ CD
|
Вязкость моторного масла при температуре:
|
– от 20° С до #30 °С
|
SAE 10W-30
|
– выше -20° С
|
SAE 10W-40/ 10W-50
|
– выше -15° С
|
SAE 15W-40/ 15W-50
|
– ниже -20° С
|
5W-30
|
Периодичность замены
|
каждые 7500 км пробега либо раз в шесть месяцев
|
Датчик давления масла
Датчик давления масла расположен в держателе масляного фильтра.
Давление загорания контрольной лампочки
|
0,08 – 0,10 МПа
|
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Замкнутый контур охлаждения с незамерзающей жидкостью, циркулирующей под давлением,
содержит радиатор, расширительный бачок и насос охлаждающей жидкости. Удаление
воздуха из системы происходит автоматически после запуска двигателя.
Насос охлаждающей жидкости
Центробежный насос охлаждающей жидкости, расположенный на передней стенке блока
цилиндров, приводится в действие клиновым ремнем. Насос охлаждающей жидкости
не ремонтируется и в случае неисправности его необходимо заменить.
Термостат
Восковой термостат расположен в одном корпусе с насосом охлаждающей жидкости.
Марка
|
Calorstat
|
Температура начала открытия
|
72° С
|
Температура полного открытия
|
81° С
|
Минимальный ход клапана
|
7,5 мм
|
Охлаждающая жидкость
Количество
|
9,5 дм3
|
Тип
|
специальная незамерзающая жидкость Ford SQM 97 B 9103A
|
Периодичность обслуживания
|
проверка уровня каждые 7500 км пробега (не требует периодической
замены охлаждающей жидкости)
|
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА
Топливная система содержит распределительный топливной насос CAV Roto Diesel.
Топливной насос
Роторный распределительный топливной насос Roto Diesel оборудован гидравлическим
устройством увеличения дозы топлива во время холодного запуска с автоматической
поддержкой повышенного числа оборотов холостого хода, управляемым термостатически,
и электромагнитным клапаном выключения двигателя (клапан STOP), прекращающим
подачу топлива.
Марка и тип
|
Roto Diesel или Lucas Roto Diesel
|
Порядок впрыска (цилиндр №1 со стороны маховика)
|
1–3–4–2
|
Начало нагнетания
|
положение поршня 1-го цилиндра двигателя 2,85 мм перед
ВМТ или 18° перед ВМТ
|
Число оборотов холостого хода:
|
– без наддува
|
800 об/мин.
|
– с турбонаддувом
|
875 – 900 об/мин.
|
Число оборотов ускоренного холостого хода (холодного двигателя)
|
880 – 930 об/мин.
|
Максимальное число оборотов (без нагрузки)
|
4800 – 4850 об/мин.
|
Время уменьшения оборотов с максимальных до холостого хода
|
5 секунд
|
Турбонагнетатель
|
Garret AiResearch T03
|
Форсунки
Форсунки ввинчиваются в головку блока цилиндров.
Корпус форсунок
|
Roto Diesel
или Bosch КСА 30 S 44
|
Давление открытия форсунки:
|
– без наддува
|
11,5 ± 0,5 МПа
|
– с турбонаддувом
|
13,0 ± 0,5 МПа
|
Свечи накаливания
Марка и тип
|
Bosch, Beru, Lucas или Champion CH68
|
Контрольная температура нагрева свечей (в течение 7 секунд
при окружающей температуре 20° С)
|
850° С
|
МОМЕНТЫ ЗАТЯГИВАНИЯ
Болты крепления головки блока цилиндров:
|
– 1 этап
|
30 Нм
|
– 2 этап
|
70 Нм
|
– 3 этап – отвинтить болты по порядку затягивания
на 90° и повторно затянуть
|
70 Нм
|
– 4 этап – после 10 минут работы двигателя при
3000 об/мин и остывания в течение 4 часов и перетянуть дважды (один раз
*) (отвинтить на 90° и затянуть)
|
70*/ 80 Нм
|
– 5 этап
|
довернуть на 120°
|
Контргайки регулировочных болтов рычагов
|
12,5 – 17,5 Нм
|
Крышка головки блока цилиндров
|
3 – 4 Нм
|
Гайки внутренних стоек оси рычагов
|
17 – 22 Нм
|
Крышка толкателей
|
5 – 7,5 Нм
|
Маслосливная пробка
|
7,5 – 12,5 Нм
|
Маслоприемник
|
5 – 7,5 Нм
|
Труба измерителя уровня масла
|
20 – 30 Нм
|
Крышки коренных подшипников
|
100 – 120 Нм
|
Крышки шатунных подшипников
|
53 – 62 Нм
|
Маховик:
|
– 1 этап
|
15 Нм
|
– 2 этап
|
95 Нм
|
Шкив коленчатого вала
|
240 – 260 Нм
|
Масляный насос
|
25 – 30 Нм
|
Пробки масляного насоса
|
80 – 100 Нм
|
Крышка масляного насоса
|
5 – 7,5 Нм
|
Скоба для подъема двигателя
|
10 – 12 Нм
|
Пробка слива охлаждающей жидкости на блоке цилиндров
|
20 – 30 Нм
|
Гайка крепления муфты вентилятора радиатора
|
30 – 40 Нм
|
Крепление механизма натяжения ремня генератора
|
21 –25 Нм
|
Свечи накаливания
|
30 – 40 Нм
|
Коробка передач к двигателю:
|
– типа N
|
40 – 50 Нм
|
– типа МТ-75
|
70 – 90 Нм
|
* Применяется только к болтам длиной 70 и 95 мм.
|
|